Исследование потребителей дефицитных товаров в условиях неразвитости импортозамещения
в сегменте В2В
География: Новосибирская область
Период проведения: август - сентябрь 2022 г.
Сегмент: В2В – компании-производители различных товаров, в технологии производства которых используются продукты (составляющие, компоненты, элементы, детали), нуждающиеся в импортозамещении.
Метод сбора данных: качественное исследование методом глубинного интервью

Исследуемые отрасли:
STRATEGRA / готовые маркетинговые исследования / Исследование потребителей дефицитных товаров 2022
Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности
Опрошены производители профилей деятельности:

1. Производство замороженных полуфабрикатов (пельмени, вареники, блины).
2. Производство пищевого оборудования.

Текущая ситуация с точки зрения производителя замороженных полуфабрикатов:

1. Российского оборудования на рынке нет. Пельменные аппараты, тестомесы, блинные аппараты – в основном Китай и Европа.
2. Есть потребность в приобретении блинного аппарата с прожаркой с двух сторон производительностью на 20 т/мес. На рынке такого типа оборудование отсутствует. Бывает только минимальные объемы и максимальные (от 100 т). Оборудования для средних объемов не производится. В РФ был найден производитель подобного оборудования, попробовали заказать, но не знают какое оборудование получат в итоге, на сколько оно будет отвечать заявленным требованиям, т.к. данный бренд абсолютно не известен на рынке и нет возможности узнать отзывы реальных покупателей.
3. Китайское оборудование для производства полуфабрикатов среднего сегмента неудовлетворительного качества. Через год службы начинаются серьезные поломки.

Трудности импортозамещения и работы с иностранными поставщиками с точки зрения производителя замороженных полуфабрикатов:

1. Остро стоит вопрос импортозамещения оборудования для среднего сегмента МСП. Т.к. на рынке существует оборудование для микропроизводств и крупных производственных предприятий.
2. Влияние курса валюты и логистические трудности привели к росту цен на китайское оборудование и комплектующие.

Текущая ситуация с точки зрения производителя пищевого оборудования:

1. Металл – на рынке дефицит нержавеющей стали зеркальной 3 мм. Сейчас она только производства Китай. Производства РФ нержавеющей стали для пищевой промышленности нет в продаже.
2. Комплектующие из нержавеющей стали в молочной промышленности (люки, задвижки, клапана и пр.) в РФ не производятся.
3. Электроника – блоки управления и Touch-панели. Ранее на рынке присутствовала и пользовалась популярностью торговая марка Siemens, которая полностью ушла с российского рынка. Сейчас на рынке присутствует микроэлектроника только китайского производства. Производственники были вынуждены перейти на неё. Встречаются предложения российских производителей, но на базе китайских процессоров.
4. Высокотемпературные силиконы/ герметики пропали с рынка РФ. Ранее использовались силиконы производства Латвии и Литвы. Поставщик сообщил, что сейчас на остатках 6 коробок. Проблема до сих пор не решена.
5. Есть перебои с различными подшипниками, температурных уплотнителей и резинок – сейчас заканчиваются и далее не известно, как будет решен вопрос.
6. Существуют перебои в поставках силового электрооборудования привычных китайских брендов, с которыми ранее работали. Они по каким-то причинам ушли с рынка РФ. Производственникам пришлось переходить на работу с более дешевыми комплектующими, очень неудовлетворительного качества. Отечественные производители силового оборудования на российском рынке полностью отсутствуют.

Трудности импортозамещения и работы с иностранными поставщиками с точки зрения производителя пищевого оборудования:

1. На текущий момент производители пищевого оборудования были вынуждены перейти на работу с китайскими поставщиками по всем ключевым комплектующим. Данный факт серьезно беспокоит производителей, т.к. в текущей политической обстановке полная зависимость производственного цикла от поставщиков одного государства может обернуться отсутствием комплектующих для производства.
2. С китайскими поставщиками очень трудно работать, т.к. существует языковой барьер, приходится дополнительно нанимать переводчиков для выяснения необходимой информации. При этом, покупая многомиллионное оборудование остаются существенные риски получить не то, что было заказано. А произвести возврат еще сложнее, чем осуществить сделку.
3. Производители отмечают, что, изучая рынок технически сложного оборудования (различные станки – лазерной, фрезерной и пр. резки) они находят российские аналоги, но их стоимость в разы превышает китайские аналоги, а также имеет более слабые характеристики. Например, в РФ есть челябинский производитель мотор-редукторов «Челябинск-редуктор», но стоимость его продукции на 20% дороже китайского аналога. Что для конечного потребителя пищевого оборудования является очень критичным.

Переход на российскую продукцию для данной отрасли необходим по следующим причинам:

1. Российское оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности за последние 30 лет почти перестало существовать. При этом российские производители готовы рассматривать отечественное оборудование на замену импортному, особенно в текущей геополитической обстановке.
2. В данной отрасли отсутствие на рынке европейских производителей толкает наших производственников полностью переходить на работу с китайскими поставщиками. Что не может не настораживать, ведь некоторые китайские бренды уже подтвердили свой уход с российского рынка.

Резюме:

Импортозамещение в части машиностроения пищевой и перерабатывающей отрасли крайне важно для развития пищевой и перерабатывающей промышленности в нашей стране. Но серьезные пробелы в производстве электроники, силового электрооборудования, различных специальных резинотехнических изделий (высокотемпературных) или, например, полное отсутствие производства тонко прокатной нержавеющей стали в нашей стране, делают невозможным быстрое развитие пищевого машиностроения. В первую очередь требуется восстановление подобных пробелов и не без помощи государства.

В чем нуждается сейчас отрасль:

· Нержавеющая зеркальная сталь 3 мм и комплектующие из нее: люки, задвижки, клапана и пр.
· Высокотемпературные силиконы/ герметики.
· Температурные подшипники, температурные уплотнители и различные резинки.
· Качественное и недорогое силовое электрооборудование.
· Электроника – блоки управления и Touch-панели.
· Производители готовой продукции нуждаются в качественном российском промышленном оборудовании (тестомесы, куттеры, блинные аппараты, печи и т.п.), цены на которое будут конкурентоспособны, например китайским аналогам.
Производство тканей и фурнитуры для одежды
Опрошены производители разных профилей деятельности:

1.      Производство детских нарядных платьев и школьных блузок
2.      Производство униформы
3.      Производство повседневной одежды
4.      Производство женской одежды
Для организации производства осуществляется полный закуп сырья: ткани, нитки, фурнитура (пуговицы, молнии и пр.). Производители сотрудничают с поставщиками из Турции, Китая, Индии, Италии. Преимущественно, вопрос организации логистики решен и трудности в поставках отсутствуют.


Текущая ситуация с российским производством тканей и фурнитуры


1.      Поставщики фурнитуры – это, в первую очередь, европейские (итальянские) компании. В настоящее время фурнитура европейских производителей выбыла с рынка. Российский ассортимент пластиковой и металлической фурнитуры очень ограниченный, неконкурентоспособный по цене и не отвечает потребностям производителей (в плане широты ассортимента и дизайна, он не современный).
2.      В НСО поставщиков с ассортиментом в наличии на складах очень мало, ассортимент очень узкий. Срочные заявки очень трудно закрывать. Спрос клиентов они удовлетворить не могут, около 70% поставок осуществляется с Московских складов.
3.      Качественные и разнообразные по ассортименту ткани и фурнитуру производства не готовы заменить российской. Предложения от поставщиков НСО готовы рассмотреть только при условии конкурентоспособной цены и сопоставимого качества.
4.      Очень острая проблема – глобальный кадровый голод на уровне истощения, таких специалистов очень мало на рынке труда.

Трудности импортозамещения и работы с иностранными поставщиками


1.      Поставщики не могут покрыть потребность в тканях определенных оттенков из-за отсутствия красителей. Не хватает красителей, проблема с поставками тканей от поставщиков из Турции, Индии, Китая. Российские компании-изготовители также не может закрыть эту потребность, т.к. краситель китайского производства. Т.о. у российских производителей тканей и фурнитуры возникают трудности c сырьем, составляющим продукт.
2.      Бесконтрольная работа поставщиков, которая началась с 2020года в период ввода ковидных ограничений: отсутствуют проверки качества, приходит пересорт, претензии не принимаются. Сложно работать на расстоянии и бесконтрольно.
3.      Задержка с поставками тканей и фурнитуры из-за перестроения логистики. С Индией работать стало проблематично, почти невозможно – срок поставки увеличился до полугода. Новые поставки из Китая в настоящее время – 3 месяца, также увеличились сроки.
4.      По фурнитуре временные затраты на поиски нужного ассортимента увеличились в 2 раза.
5.      Трудности с оплатой зарубежным поставщикам. Находят пути решения.

Переход на российскую продукцию нецелесообразен для данной отрасли в целом по следующим причинам:

1.      Российская продукция неконкурентоспособна по цене. Разница в цене очень ощутимая - в 2-3 раза. (например, молния из Китая обходится в 10 руб., против российской в 30 руб.). Себестоимость готовой продукции имеет определенные финансовые ограничения, и производители не могут себе позволить закупать сырье сверх бюджета.
2.      Ассортимент и дизайн российских поставщиков проигрывает зарубежным.

Резюме:

Импортозамещение в вопросе производства тканей нецелесообразно. Есть потребность в развитии направления производства красителей и фурнитуры. Но при условии современного ассортимента и конкурентоспособной цены.
Полиграфическая промышленность
Опрошены типографии:


1.      С оперативной и офсетной полиграфией.
2.      Широкоформатной печатью.
3.      Изготовлением сувенирной продукции – трафаретная, сублимационная и тампо печать.
4.      Изготовление самоклеящихся этикеток, в т.ч. для маркировки – флексографическая печать.

Для организации производства осуществляется закуп следующих материалов и оборудования:

1.      Бумага (различных видов и форматов).
2.      Самоклеящаяся бумага.
3.      Специализированная пленка/бумага для этикерования и маркировки товаров.
4.      Тонеры для принтеров.
5.      Жидкие красители для принтеров.
6.      Запасные детали для печатного оборудования.


Текущая ситуация у российских типографий, специализирующихся на обычной полиграфии:

1.      Импортозамещение оборудования в оперативной полиграфии сейчас невозможно. Весь рынок работает на технике Kenon, HP, Xerox, Konica. Существуют китайское печатное оборудование, но качество печати под вопросом. А также, стоимость данного оборудования исчисляется сотнями и миллионами рублей, поэтому резкий переход невозможен.
2.      Дефицит порошковых тонеров для печатного оборудования вышеперечисленных марок, т.к. европейские бренды прекратили поставку тонеров в РФ. Сейчас оптовые компании-поставщики распродают остатки со складов в РФ. Использование тонеров других производителей невозможно, т.к. не известно, как это может повлиять на качество печати и дальнейшую работу оборудования. Все тонеры маркируются заводом-изготовителем под специальную модель принтера (они имеют отличную от других дисперсию, магнитный порошок и т.п.). Владельцы печатного оборудования не готовы рисковать своей дорогостоящей техникой и испытывать на ней тонеры других производителей. Данная ситуация привела к росту цен на тонеры в 2 раза. Специальные красители для печатных машин, используемых для маркировки товаров – в РФ не производят. Сейчас идут поставки из Китая, но оригинальных производителей с двойной наценкой и логистикой.
3.      Дефицит запасных деталей для печатного оборудования по причине, описанной в п.2. Что привело к длительным срокам ожидания и двукратному росту цен. Дальнейшие возможности поставок деталей неизвестны.
4.      Дефицит бумаги. Запрет на импорт некоторых видов целлюлозно-бумажной продукции из России Евросоюз ввел в рамках пятого пакета санкций, взаимные поставки между Россией и Европой остановились еще в марте—апреле из-за логистических проблем после ухода крупнейших судоперевозчиков, а также отказа в допуске российского автотранспорта на сухопутных таможенных переходах. Одной из главных проблем стала остановка поставок отдельных компонентов и химикатов, которые поставлялись из-за рубежа. В основном речь идет о белящих реагентах.
В производстве полиграфической продукции, а также этикеток в 99% использовалась продукция известных европейских брендов (UPM и Stora Enso - Финляндия, Mondi – Великобритания и др.) импорт которых был прекращен. На текущий момент поставки специализированных видов бумаги и пленок осуществляется параллельным импортом (Китай, СНГ), что привело к двукратному росту цен и сроков поставок.
5.      Отказ от поддержки ПО для печатного оборудования. С данной проблемой печатники справились методом «взлома» ПО и возврата к предыдущей версии ПО. Но это вызывает ряд трудностей – нет обновления, нет возможности перепрошивки оборудования, нет доступа к клиентским макетам.

Трудности импортозамещения и работы с иностранными поставщиками:


1.      Ключевые производители печатного оборудования выпускают отдельные модели для каждого рынка сбыта (для РФ, для Китая, для Европы и т.п.). Они могут быть похожими на модели для Европы или Китая, но в конструктиве будет заложена разница в каких-либо деталях. Дополнительно, выпускаемые для них тонеры маркируются заводом-изготовителем под специальную модель принтера. А это значит, что на заводе по производству красителей и тонеров могут приостановить их производство для рынка РФ. В этом случае придется экспериментировать с аналогами, но это пугающая перспектива, т.к. качество печати может резко упасть.
2.      Производители специализированной бумаги и пленок для этикерования и маркировки существуют только в Европе. Аналогов, которые можно использовать на данных специализированных принтерах, в Китае и других странах на данный момент нет. Поэтому заменить нечем.
3.      Порошковые тонеры маркируются заводом-изготовителем под специальную модель принтера (они имеют отличную от других дисперсию, магнитный порошок и т.п.). Замена производителя тонера может привести к браку продукции и поломке оборудования.

Переход на российскую продукцию целесообразен для данной отрасли, но осложнен рядом причин:

1.      Российская профессиональная печатная техника (различные принтеры) не существует на рынке. Её производство на территории РФ будет возможно только в случае качества на уровне лидеров рынка (Kenon, HP, Xerox, Konica). Китайская техника имеет более низкое качество, поэтому спросом на рынке РФ никогда не пользовалась. Но, в сложившейся ситуации санкций, типографский рынок готов рассматривать российских производителей с хорошими принтерами и красителями к ним.
Будущему производителю необходимо рассмотреть возможность коллаборации с государством. Т.к. стоимость данного вида оборудования исчисляется миллионами рублей, необходимо разработать методы гос.поддержки для предпринимателей, желающих перейти на работу с отечественными принтерами.
2.      Российские красители:
2.1.  Жидкие чернила – выпускаются в РФ (в Новосибирске работают на чернилах Московского производителя) и их можно безопасно использовать на текущем оборудовании. В этой части импортозамещение уже работает.
2.2. Порошковые тонеры – в РФ не производят вообще. Переход на российский аналог, в случае его появления, не целесообразен. Т.к. это приведет к снижению качества выпускаемой продукции, большому количеству брака и возможным поломкам оборудования.
2.3. Специальные красители для печатных машин, используемых для маркировки товаров – в РФ не производят. Они производятся только в Европе. Сейчас идут поставки из Китая, но европейских производителей с двойной наценкой.
3.      Бумага и картоны полиграфические, самоклеящиеся пленки и бумага этикеточные в РФ почти не выпускается. То качество, которое существует на данный момент не позволяет печатникам их использовать. Требуется серьезная модернизация текущих производств и запуск новых линий в соответствии с текущими требованиями рынка и того оборудования, которое используется на рынке.

Резюме:

Требуется ускоренное импортозамещение в вопросе производства оборудования и материалов для полиграфической промышленности. На данный момент отрасль полностью зависит от европейских производителей, которые закрывали на себе весь комплекс материалов и оборудования для полиграфии. И в сложившейся ситуации данная отрасль испытывает острые дефициты по бумаге, самоклеящейся бумаге и пленкам, в том числе для этикеток, тонерах и чернил для используемых принтеров, а также самом оборудовании.
Переход на российских производителей тонеров и чернил, бумаги, самоклеящейся бумаги и пленок для этикеток очень осложнен тем, что рынок на 100% использует японское, американское и европейское печатное оборудование.
Производство комплектующих и жидкостей для автомобилей
Опрошены представители автомобильной отрасли:

1.      Производство автобусов (ПАЗ, ЛИАЗ). Российская автомобилестроительная компания «Группа ГАЗ».
2.      Обслуживание коммерческого транспорта (ГАЗ).

Производство автотранспорта


1.      Текущая ситуация в отрасли

В настоящее время российские производители используют импортные детали при производстве: например, Лада на 90% использует импортные запчасти, ГАЗ на 50%. В настоящее время в отрасли автомобилестроения не развиты технологии производства автозапчастей. В целом не хватает технически сложных узлов, которые содержат электрическую и механическую части, тех компонентов, к которым производители всегда предъявляли высокие требования в рекламациях, либо в точности изготовления (трансмиссия, датчики, топливная аппаратура, АКПП и пр.). Ровно поэтому не выпускались эти компоненты у российских производителей: ввиду отсталых промышленных мощностей, отсталых инжиниринговых центров и отсутствия технологий, т.е. самой разработки. В связи с этим все отечественные производители были вынуждены закупать компоненты у иностранных поставщиков, которые могли обеспечить нужные для производства характеристики. Так как в 2022г. цепочки поставок были нарушены, сейчас все смотрят в сторону Китая при поиске новых поставщиков.

ПРИМЕРЫ:

·        Дефицит топливной аппаратуры. В связи с этим Министерство промышленности приняло постановление, по которому разрешается до конца года выпускать автомобили более низкого экологического класса. Это касается автомобильной отрасли в целом: грузовых и легковых автомобилей. Разрешили выпускать класс Евро-2 и Евро-3.
Например, на крупных дизельных двигателях (например, Ярославского автомоторного завода) не хватает топливной аппаратуры, которая ранее была производства фирмы Bosch. В связи с этим встаёт вопрос о возможности производства продукции даже класса Евро-3. В любом случае, если производство необходимых компонентов для Евро-3 наладится, это отталкивает производство на десятилетие назад, поскольку в современном мире существует уже класс Евро-5. В связи с тем, что не хватает датчиков и топливной аппаратуры, выбрали китайского поставщика двигателей на Ярославский моторный завод. Сейчас их адаптируют, устанавливают, сертифицируют.
·        Дефицит АКПП. Их производство в России было незначительное. Китайские аналоги на АКПП есть, нельзя сказать, что они плохого качества, но для того, чтобы их включить сейчас в конвейерную сборку необходимо произвести испытания, сертифицировать эту продукцию.

2.      Трудности работы с иностранными поставщиками:


·        Несгибаемая переговорная позиция китайских поставщиков. С точки зрения китайских поставщиков, им не интересен российский рынок, поскольку он занимает незначительную долю. Поэтому, с точки зрения закупок и выполнения требований производителей, можно прогнозировать поставки из Китая категорийных позиций (то, что им удобнее) и декларирование своих интересов. Чтобы осуществить поставку, им необходимо предоставить комплект документации на русском языке, предоставить сервисным сбытовым сетям право на гарантийный ремонт, соответственно необходимо подготовить программы обучения, обеспечить комплектующими запчастями. Китайские поставщики будут работать на удобных для себя условиях, т.к. рынок незначителен и период потребности в комплектующих для них неясен.

·        Качество, которое сложно оценить, т.к. производители 5-7- лет назад и сейчас – абсолютно разные понятия. Они перешли с того, что просто копируют производство на внедрение своих разработок в инжиниринговые центры. Качество теперь неплохое.

·        Обслуживание. Любой технически сложный продукт нуждается в обслуживании. Например, сам по себе китайских двигатель не лучше и не хуже, чем те, которые устанавливались на российские авто ранее. Вопрос в том, что на те двигатели, которые уже устанавливались, есть нужные компетенции у обслуживающего персонала, нужные склады запасных частей у поставщиков. Этого всего на новых двигателях физически не будет. Логистические цепочки поставок запчастей, склады, сам опыт обслуживания – все это будет нарабатываться постепенно. В сравнении: можем получить увеличение сроков простоя продукции по причине отсутствия запчастей, рекламации выхода из строя, связанное с отсутствием компетенций у обслуживающего персонала. У производителя запчастей проблематика будет такая же, как и у потребителя: отсутствие технической документации, опыта взаимодействия, возможно будут трения по поводу компенсации за гарантийный ремонт, т.к. китайские поставщики могут часть неисправностей не признавать. Могут искусственно предъявить завышенные избыточные требования для сервисных предприятий, которые будут невыполнимы. И по формальному признаку не принимать гарантийный ремонт. А производитель обязан произвести гарантийный ремонт. В зависимости от масштаба проблемы возможны пути решения: суды (в случае большого количества брака) или устранение неисправностей за счет завода (если процент брака невелик, на уровне 2-4%). В рамках переговорной позиции согласовывается дополнительная скидка на эти позиции.

3.      Организация производства в настоящее время

Постепенно начинают использовать компоненты альтернативных поставщиков автозапчастей для организации производства. Все поставщики импортные, т.к. российских просто нет. Например, есть Ярославский моторный завод, российский, а топливная аппаратура в его продукции была производства Bosch. Сейчас физически двигатели данный завод собирать не может, любого класса. Если трансмиссию к АКПП не собирали никогда в стране, то она и не появится и т.д. Поэтому всё импортозамещение сводится к тому, что одни импортные комплектующие заменяются на другие. Европейское качество меняем на китайское.


Переход на российскую продукцию нецелесообразен для данной отрасли в целом по следующим причинам:

·        Необходимость изменения производственного процесса под новых поставщиков: При переходе на поставки российских комплектующих возможна проблема, с которой производители могут столкнуться через 5-6 лет. Если поставщики, с которыми в настоящее время заключаются договоры на поставки, через 2-3 года поменяются (например, на российских), за это время будет выпущено какое-то количество продукции, на которую производители обязаны в соответствии с законом о защите прав потребителя, в течение 10 лет обеспечить всем необходимым. И мы получим парадокс: вроде бы продукция есть, а поставщики двигателей, например, ушли с рынка. И мы получим длительные простои.
·        Небольшой рынок, несущественный объем производства в России для запуска заводов по производству комплектующих. Производителей у нас нет так много. Если будет аффилированность производителей продукции с производителями компонентов, то тогда их применение возможно. Например, чтобы разработать двигатель, должно уйти несколько лет. Т.к. требуется наладить производство, требующее инвестиций и времени. В настоящее время встает вопрос: кто будет ждать такое продолжительное время и вложит такие существенные инвестиции? Времени нет, поэтому привезут двигатель из Китая или Индии. Объемы производства в стране не такие большие, чтобы выстраивать современную линию производства комплектующих. Газелей, например продается 70 000 штук в год по всей стране. Поэтому самое оптимальное – это покупать лицензию, либо налаживать производство китайских или индийских производителей.
·        Неинтересный рынок для иностранных инвесторов. Китайцы не будут вкладываться в нашу экономику и строить заводы. Они больше заинтересованы в развитии собственной экономики. По Индии не понятна позиция. Так что перспектива строительства завода, изготавливающего например трансмиссию или двигатели, весьма туманна.

Сервисное обслуживание российских автомобилей


Запасные части. В настоящее в автосервисы поставки запасных частей очень сильно просели. Например, если ранее был недогруз 20-30%, то в настоящее время это порядка 50-60% по формированию заказа на ближайший квартал (на 3 месяца вперед). Ключевой вопрос сроки. Следовательно, возник дефицит запчастей необходимых для ремонта автомобилей. На рынке не хватает как оригинальных запчастей, так и аналогов. Аналоги можно использовать в рамках разрешений с завода, установлено какие именно возможно (например, подшипники, датчики и пр.). Фактически сейчас сложилась ситуация, что и тех деталей, которые рекомендует завод на замену, тоже нет. Сильно урезаются поставки (например, вместо 20 штук отгружают 2 шт). Соответственно, отремонтировать весь объем транспорта, который заезжает на ремонт в настоящее время невозможно. Ситуация острая в канале коммерческого ремонта. В канале ремонта по гарантии поставки более-менее стабильные. Особенно в ситуации, когда ответственность ложится на завод и возможен возврат автомобиля. Сроки по гарантии также сдвинулись: ранее 1-2 дня обработка заявок, сейчас заявка обрабатывается 2-3 недели.
Поставщики также зависят от заводов и находятся в аналогичной ситуации: кому-то дали больше по заявке, кому-то меньше, но на 100% потребность не закрыли.
Есть нелегальные каналы поставок. Например, продукция для завода ГАЗ упаковывается под другой бренд и продается под другим брендом.
Завод рассматривает разные варианты организации дальнейшего производства и ремонта, в т.ч. замещения оригинальных деталей на китайские детали, качество которых сомнительное. Они готовы эти риски учесть и компенсировать, т.к. автомобили ремонтировать нужно. На конвейер запустить такие детали можно в короткие сроки. На такие детали гарантия будет не в рамках поддержания гарантии автомобиля, а в рамках поддержания гарантии запасной части на коммерческой основе. Процент брака высок. Но оригинальных деталей в необходимом объеме нет и производитель готов нести риски, замещая на второй ряд линейки деталей, которые по качеству уступают оригинальным. В этом случае встает вопрос существования официальных сервисных центров, если не будет оригинальных запчастей и гарантии на них. Клиенту проще и дешевле обратиться в любую ремонтную мастерскую.
Жидкости. Многие производители уходят с рынка: компании SHELL, Castrol закрылись и распродают остатки. Газпром, например, запустил производство присадок. Но как по факту они будут вести себя в автомобилях, на дорогах никто не знает, статистики нет никакой. Но без присадок производить масла не могут. В целом по маслам завод ГАЗ, например, очень сильно отодвигает сроки. Производство планируют перенести в Финляндию, себестоимость возрастает на 20-30%. Сроки поставок неясны. Лукойл не справляется с мощностями из-за отсутствия присадок. В данной отрасли сейчас используют масла, которые есть у поставщиков на остатках. В дальнейшем будет массовое замещение самих присадок. Сейчас существует тенденция перемещения производств в те страны, из которых возможно осуществить поставки. Но не понятно, под каким брендом это будет поступать в РФ.
В плане альтернативных поставок сейчас, например, есть корейские масла, с которыми пока проблем нет. Цена на них выше, но при этом они могут гарантировать качество и объем поставок. Например, бренд ZIC.  В настоящее время на рынок вышло большое количество подделок сомнительного качества, а также неизвестные бренды. Рынок автомобилей большой, и так или иначе их необходимо обслуживать. В данный момент опасно производить закуп даже по достаточно высокой цене. Поставщики сейчас пробуют заводить продукт под неизвестными брендами, зная, что там неплохое качество и планируют развивать новые бренды на рынке. Например, финский Лукойл называется Тбойл. Сейчас есть попытки ввоза Тбойл из Финляндии, ввиду того что у Лукойла закончились присадки. По более дорогой цене, но производство должно быть налажено.
В настоящее время небольшие поставщики жидкостей объединяются, что позволяет им держать ассортимент и какое-то количество продукции на остатках.
В условиях дефицита активизировался теневой сектор, поставок запчастей и жидкостей, а также услуг. Зимой все станет понятно, перемерзнет ли, например, мотор и все станет на свои места. Если, например, китайские присадки себя зарекомендуют зимой и будут дешевле, то рынок позитивно на это отреагирует. Если жидкости будут плохого качества, резко увеличится количество ремонтов, вплоть до выхода из строя моторов.

Резюме:

Импортозамещение в отрасли производства комплектующих для автомобильной промышленности нецелесообразно. Сейчас происходит процесс подбора производителей автомобильных запасных частей разного уровня качества, с учетом различных сценариев развития дальнейшей ситуации.
С учетом ухода с рынка жидкостей ведущих игроков и нехватки мощностей Лукойла, есть перспектива организации их производства при условии наличия подходящей альтернативы по присадкам.
Производство химии для пищевой промышленности
Опрошен производитель химии для пищевой промышленности – профессиональные моющие средства (не бытовая химия).

Выводы:

1.      С рынка РФ исчезли некоторые компоненты, аналоги подобрать не удается, технологию производства заменить тоже не получается. Возможен вывод из линейки некоторых продуктов.
2.      Аналоги не всегда отвечают стандартам качества.
3.      Сырье подорожало в разы от 3 до 10 раз. У производителей не всегда есть возможность произвести требуемый объем.
4.      Недобросовестные конкуренты активизировались. Они используют в составе некачественное сырье и компоненты с запрещенным в пищевой промышленности химическим составом. Из-за чего у производителей продуктов питания начались проблемы с оборудованием (окрашивается) и возвратом продукции (продукция не проходит пробы на микробиологию).
5.      Потенциал рынка в НСО и РФ в целом оценивается как значительный, но перспективно для крупного производства (чтобы была возможность выйти на сети и обеспечивать большие объемы производства с отсрочкой платежа).

Основные трудности в вопросе импортозамещения основных для производства компонентов

Некоторые компоненты исчезли с рынка, работают на остатках. Сейчас основная проблема в том, что если раньше химические компоненты были из Европы, то сейчас у аналогов название остаётся то же, но меняется сама структура. Тяжело подобрать качественные аналоги. Качество аналогов хуже, а цена выше оригиналов.


Не все компоненты удалось заменить.

Если делать продукцию с соблюдением всех стандартов, то возможно, какие-то придется исключить из производства, т.к. не будет сырья. Возможно, получится заменить технологию. Например, перекись водорода 60% не заходит в Россию с Европы, ее нет, а техническая не подходит. Недобросовестные компании начали использовать техническую, сырье с примесями тяжелого металла, что запрещено в пищевой промышленности.
Основные страны поставщики аналогов (вместо Европы): Россия, Белоруссия, Иран. Основное сырье – производства России, но цена повысилась (на некоторые компоненты от 3 до 10 раз).
Т.е. аналог не всегда адекватен по цене, качеству и химическому составу. Кроме того, не все поставщики способны отгрузить необходимый объем и производить продукции в требуемом количестве. Новосибирский поставщик, например, вообще не отвечает на звонки и запросы, не заинтересован в сотрудничестве. Вероятно, они не могут закрыть потребность, письма и запросы ушли в никуда.

Т.о., если не будет найдена достойная альтернатива, у производителей 2 пути развития: выводить продукт из линейки, останавливать его производство, либо производить в ущерб качеству.

Появляются новые конкуренты, но качество их сырья оставляет желать лучшего и при переходе на их продукцию возникают проблемы на производстве: окрашивается оборудование, появляются возвраты по качеству и микробиологии. Т.о. и в данной отрасли находятся быстрые предприниматели, производящие химию в ущерб качеству. Это вопрос времени и цены, со временем рынок придет в равновесие, произойдет очистка рынка. Потому что в течение 3-6 месяцев будет результат перехода на дешевую химию.

Китайские производители быстро могут дать аналоги, освоить технологию, но при этом сырье неподходящее или плохое качество.


Потенциал спроса на территории НСО и РФ в целом. Т.к. ушли с рынка не только сырьевики, но и ушли с рынка импортные моющие средства, им ищут замену. Потенциал спроса большой, особенно на качественную продукцию, но МСП не могут зайти в сети из-за условий – большой объем производства и большая отсрочка, но нет мощностей. А поставки должны быть бесперебойными. Проще не зайти на завод.