Опрошены представители автомобильной отрасли:1. Производство автобусов (ПАЗ, ЛИАЗ). Российская автомобилестроительная компания «Группа ГАЗ».
2. Обслуживание коммерческого транспорта (ГАЗ).
Производство автотранспорта
1. Текущая ситуация в отраслиВ настоящее время российские производители используют импортные детали при производстве: например, Лада на 90% использует импортные запчасти, ГАЗ на 50%. В настоящее время в отрасли автомобилестроения не развиты технологии производства автозапчастей.
В целом не хватает технически сложных узлов, которые содержат электрическую и механическую части, тех компонентов, к которым производители всегда предъявляли высокие требования в рекламациях, либо в точности изготовления (трансмиссия, датчики, топливная аппаратура, АКПП и пр.). Ровно поэтому не выпускались эти компоненты у российских производителей: ввиду отсталых промышленных мощностей, отсталых инжиниринговых центров и отсутствия технологий, т.е. самой разработки. В связи с этим все отечественные производители были вынуждены закупать компоненты у иностранных поставщиков, которые могли обеспечить нужные для производства характеристики. Так как в 2022г. цепочки поставок были нарушены, сейчас все смотрят в сторону Китая при поиске новых поставщиков.
ПРИМЕРЫ:
·
Дефицит топливной аппаратуры. В связи с этим Министерство промышленности приняло постановление, по которому разрешается до конца года выпускать автомобили более низкого экологического класса. Это касается автомобильной отрасли в целом: грузовых и легковых автомобилей. Разрешили выпускать класс Евро-2 и Евро-3.
Например, на крупных дизельных двигателях (например, Ярославского автомоторного завода) не хватает топливной аппаратуры, которая ранее была производства фирмы Bosch. В связи с этим встаёт вопрос о возможности производства продукции даже класса Евро-3. В любом случае, если производство необходимых компонентов для Евро-3 наладится, это отталкивает производство на десятилетие назад, поскольку в современном мире существует уже класс Евро-5. В связи с тем, что не хватает датчиков и топливной аппаратуры, выбрали китайского поставщика двигателей на Ярославский моторный завод. Сейчас их адаптируют, устанавливают, сертифицируют.
·
Дефицит АКПП. Их производство в России было незначительное. Китайские аналоги на АКПП есть, нельзя сказать, что они плохого качества, но для того, чтобы их включить сейчас в конвейерную сборку необходимо произвести испытания, сертифицировать эту продукцию.
2. Трудности работы с иностранными поставщиками:·
Несгибаемая переговорная позиция китайских поставщиков. С точки зрения китайских поставщиков, им не интересен российский рынок, поскольку он занимает незначительную долю. Поэтому, с точки зрения закупок и выполнения требований производителей, можно прогнозировать поставки из Китая категорийных позиций (то, что им удобнее) и декларирование своих интересов. Чтобы осуществить поставку, им необходимо предоставить комплект документации на русском языке, предоставить сервисным сбытовым сетям право на гарантийный ремонт, соответственно необходимо подготовить программы обучения, обеспечить комплектующими запчастями. Китайские поставщики будут работать на удобных для себя условиях, т.к. рынок незначителен и период потребности в комплектующих для них неясен.
·
Качество, которое сложно оценить, т.к. производители 5-7- лет назад и сейчас – абсолютно разные понятия. Они перешли с того, что просто копируют производство на внедрение своих разработок в инжиниринговые центры. Качество теперь неплохое.
·
Обслуживание. Любой технически сложный продукт нуждается в обслуживании. Например, сам по себе китайских двигатель не лучше и не хуже, чем те, которые устанавливались на российские авто ранее. Вопрос в том, что на те двигатели, которые уже устанавливались, есть нужные компетенции у обслуживающего персонала, нужные склады запасных частей у поставщиков. Этого всего на новых двигателях физически не будет. Логистические цепочки поставок запчастей, склады, сам опыт обслуживания – все это будет нарабатываться постепенно. В сравнении: можем получить увеличение сроков простоя продукции по причине отсутствия запчастей, рекламации выхода из строя, связанное с отсутствием компетенций у обслуживающего персонала. У производителя запчастей проблематика будет такая же, как и у потребителя: отсутствие технической документации, опыта взаимодействия, возможно будут трения по поводу компенсации за гарантийный ремонт, т.к. китайские поставщики могут часть неисправностей не признавать. Могут искусственно предъявить завышенные избыточные требования для сервисных предприятий, которые будут невыполнимы. И по формальному признаку не принимать гарантийный ремонт. А производитель обязан произвести гарантийный ремонт. В зависимости от масштаба проблемы возможны пути решения: суды (в случае большого количества брака) или устранение неисправностей за счет завода (если процент брака невелик, на уровне 2-4%). В рамках переговорной позиции согласовывается дополнительная скидка на эти позиции.
3. Организация производства в настоящее времяПостепенно начинают использовать компоненты альтернативных поставщиков автозапчастей для организации производства. Все поставщики импортные, т.к. российских просто нет. Например, есть Ярославский моторный завод, российский, а топливная аппаратура в его продукции была производства Bosch. Сейчас физически двигатели данный завод собирать не может, любого класса. Если трансмиссию к АКПП не собирали никогда в стране, то она и не появится и т.д.
Поэтому всё импортозамещение сводится к тому, что одни импортные комплектующие заменяются на другие. Европейское качество меняем на китайское.Переход на российскую продукцию нецелесообразен для данной отрасли в целом по следующим причинам:·
Необходимость изменения производственного процесса под новых поставщиков: При переходе на поставки российских комплектующих возможна проблема, с которой производители могут столкнуться через 5-6 лет. Если поставщики, с которыми в настоящее время заключаются договоры на поставки, через 2-3 года поменяются (например, на российских), за это время будет выпущено какое-то количество продукции, на которую производители обязаны в соответствии с законом о защите прав потребителя, в течение 10 лет обеспечить всем необходимым. И мы получим парадокс: вроде бы продукция есть, а поставщики двигателей, например, ушли с рынка. И мы получим длительные простои.
·
Небольшой рынок, несущественный объем производства в России для запуска заводов по производству комплектующих. Производителей у нас нет так много. Если будет аффилированность производителей продукции с производителями компонентов, то тогда их применение возможно. Например, чтобы разработать двигатель, должно уйти несколько лет. Т.к. требуется наладить производство, требующее инвестиций и времени. В настоящее время встает вопрос: кто будет ждать такое продолжительное время и вложит такие существенные инвестиции? Времени нет, поэтому привезут двигатель из Китая или Индии. Объемы производства в стране не такие большие, чтобы выстраивать современную линию производства комплектующих. Газелей, например продается 70 000 штук в год по всей стране. Поэтому самое оптимальное – это покупать лицензию, либо налаживать производство китайских или индийских производителей.
·
Неинтересный рынок для иностранных инвесторов. Китайцы не будут вкладываться в нашу экономику и строить заводы. Они больше заинтересованы в развитии собственной экономики. По Индии не понятна позиция. Так что перспектива строительства завода, изготавливающего например трансмиссию или двигатели, весьма туманна.
Сервисное обслуживание российских автомобилей
Запасные части. В настоящее в автосервисы поставки запасных частей очень сильно просели. Например, если ранее был недогруз 20-30%, то в настоящее время это порядка 50-60% по формированию заказа на ближайший квартал (на 3 месяца вперед). Ключевой вопрос сроки. Следовательно, возник дефицит запчастей необходимых для ремонта автомобилей. На рынке не хватает как оригинальных запчастей, так и аналогов. Аналоги можно использовать в рамках разрешений с завода, установлено какие именно возможно (например, подшипники, датчики и пр.). Фактически сейчас сложилась ситуация, что и тех деталей, которые рекомендует завод на замену, тоже нет. Сильно урезаются поставки (например, вместо 20 штук отгружают 2 шт). Соответственно, отремонтировать весь объем транспорта, который заезжает на ремонт в настоящее время невозможно. Ситуация острая в канале коммерческого ремонта. В канале ремонта по гарантии поставки более-менее стабильные. Особенно в ситуации, когда ответственность ложится на завод и возможен возврат автомобиля. Сроки по гарантии также сдвинулись: ранее 1-2 дня обработка заявок, сейчас заявка обрабатывается 2-3 недели.
Поставщики также зависят от заводов и находятся в аналогичной ситуации: кому-то дали больше по заявке, кому-то меньше, но на 100% потребность не закрыли.
Есть нелегальные каналы поставок. Например, продукция для завода ГАЗ упаковывается под другой бренд и продается под другим брендом.
Завод рассматривает разные варианты организации дальнейшего производства и ремонта, в т.ч. замещения оригинальных деталей на китайские детали, качество которых сомнительное. Они готовы эти риски учесть и компенсировать, т.к. автомобили ремонтировать нужно. На конвейер запустить такие детали можно в короткие сроки. На такие детали гарантия будет не в рамках поддержания гарантии автомобиля, а в рамках поддержания гарантии запасной части на коммерческой основе. Процент брака высок. Но оригинальных деталей в необходимом объеме нет и производитель готов нести риски, замещая на второй ряд линейки деталей, которые по качеству уступают оригинальным. В этом случае встает вопрос существования официальных сервисных центров, если не будет оригинальных запчастей и гарантии на них. Клиенту проще и дешевле обратиться в любую ремонтную мастерскую.
Жидкости. Многие производители уходят с рынка: компании SHELL, Castrol закрылись и распродают остатки. Газпром, например, запустил производство присадок. Но как по факту они будут вести себя в автомобилях, на дорогах никто не знает, статистики нет никакой. Но без присадок производить масла не могут.
В целом по маслам завод ГАЗ, например, очень сильно отодвигает сроки. Производство планируют перенести в Финляндию, себестоимость возрастает на 20-30%. Сроки поставок неясны. Лукойл не справляется с мощностями из-за отсутствия присадок. В данной отрасли сейчас используют масла, которые есть у поставщиков на остатках. В дальнейшем будет массовое замещение самих присадок. Сейчас существует тенденция перемещения производств в те страны, из которых возможно осуществить поставки. Но не понятно, под каким брендом это будет поступать в РФ.
В плане альтернативных поставок сейчас, например, есть корейские масла, с которыми пока проблем нет. Цена на них выше, но при этом они могут гарантировать качество и объем поставок. Например, бренд ZIC. В настоящее время на рынок вышло большое количество подделок сомнительного качества, а также неизвестные бренды. Рынок автомобилей большой, и так или иначе их необходимо обслуживать. В данный момент опасно производить закуп даже по достаточно высокой цене. Поставщики сейчас пробуют заводить продукт под неизвестными брендами, зная, что там неплохое качество и планируют развивать новые бренды на рынке. Например, финский Лукойл называется Тбойл. Сейчас есть попытки ввоза Тбойл из Финляндии, ввиду того что у Лукойла закончились присадки. По более дорогой цене, но производство должно быть налажено.
В настоящее время небольшие поставщики жидкостей объединяются, что позволяет им держать ассортимент и какое-то количество продукции на остатках.
В условиях дефицита активизировался теневой сектор, поставок запчастей и жидкостей, а также услуг. Зимой все станет понятно, перемерзнет ли, например, мотор и все станет на свои места. Если, например, китайские присадки себя зарекомендуют зимой и будут дешевле, то рынок позитивно на это отреагирует. Если жидкости будут плохого качества, резко увеличится количество ремонтов, вплоть до выхода из строя моторов.
Резюме:Импортозамещение в отрасли производства комплектующих для автомобильной промышленности нецелесообразно. Сейчас происходит процесс подбора производителей автомобильных запасных частей разного уровня качества, с учетом различных сценариев развития дальнейшей ситуации.
С учетом ухода с рынка жидкостей ведущих игроков и нехватки мощностей Лукойла, есть перспектива организации их производства при условии наличия подходящей альтернативы по присадкам.