Новости и аналитика рынков

Потребительские ожидания в I квартале 2025

Аналитика рынков
Потребительские ожидания в I квартале 2025 года: россияне стали осторожнее в прогнозах

Согласно данным Росстата, в I квартале 2025 года индекс потребительской уверенности снизился до -11%, что на 2 процентных пункта ниже по сравнению с концом 2024 года. Это говорит о том, что россияне стали более настороженно смотреть в будущее — как в отношении экономики страны, так и в отношении собственного благосостояния. Внимание к потребительской уверенности важно как для бизнеса, так и для государства: этот индикатор отражает готовность населения тратить, инвестировать и потреблять — а значит, напрямую влияет на экономическую активность в стране.

📌 Основные выводы:

1. Ухудшение восприятия экономики

Индекс ожидаемых изменений в экономике страны снизился на 1 п.п. и составил -4%. Лишь 24% россиян ожидают улучшений в ближайший год, тогда как нейтрально настроенных стало больше — 47%.

Особенно пессимистично настроены молодые респонденты (16–29 лет) — их индекс снизился на 4 п.п., до нулевого значения.

2. Падение оценки прошедшего года

Индекс оценки экономической ситуации за прошедший год упал на 3 п.п., составив -16%. Доля россиян, считающих, что ситуация ухудшилась, выросла до 42%.

Наибольший спад доверия к прошедшему году отмечен у молодёжи — минус 8 п.п. за квартал.

3. Личное благосостояние – без изменений

Оценки будущих изменений личного материального положения остались практически на прежнем уровне (индекс –3%). Однако среди молодёжи наблюдается небольшой рост оптимизма (до +5%).

Оценка реальных изменений в личных финансах за год снизилась на 2 п.п. до -9%. Негативно ситуацию восприняли 28% опрошенных.

4. Большие покупки и сбережения — не время

Индекс благоприятности условий для крупных покупок упал на 3 п.п. до -22%, а для сбережений — на 1 п.п. до -22%. Это говорит о неготовности населения к значительным расходам и низкой склонности к накоплениям.

🌍 Как выглядит Россия на фоне Европы

Индекс потребительской уверенности в России в феврале 2025 года составил -11%, что хуже, чем год назад (-7,2%). Однако на фоне ЕС Россия демонстрирует средний уровень пессимизма — хуже всего дела у потребителей в Греции (-42%), Эстонии (-37,7%) и Словении (-30,7%). Более позитивны, чем россияне, настроены потребители в Литве (+4,2%) и Мальте (+1,3%).

🔍 Резюме:

На фоне замедления экономического роста и сохраняющейся неопределенности россияне становятся всё более осторожными в оценках — и текущей ситуации, и будущих перспектив. Настроения особенно тревожные среди молодежи, что может быть сигналом к необходимости усилий по стабилизации ожиданий и усилению доверия к экономике.

Маркетинговое агентство STRATEGRA продолжит следить за актуальными новостями промышленного производства и публиковать данные на ежемесячной основе.

Подписаться на новости и аналитику промышленных рынков можно здесь: https://strategra.ru/#email